Любой профессиональный логопед с большим опытом работы скажет вам, что готовность ребёнка к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний и представлений об окружающем мире, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Скудность речи, неумение связно излагать мысли, искажение слов, их неправильное согласование в предложениях создают предпосылки для трудностей в освоении новых знаний, в овладении учебными навыками.
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Ведь современная жизнь требует от детей идущих в школу, хорошо ориентироваться в окружающем мире, творчески мыслить, уметь излагать свои мысли, читать и считать. Хорошее владение речью – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависят и социальный статус человека и профессиональная карьера. Осуществление своевременной коррекционной помощи детям с нарушением речи в дошкольный период – залог не только успешного последующего обучения их в школе, но и успешной адаптации и социализации в современном обществе.
Чем раньше ребёнка проконсультируют у логопеда, тем лучше
Многолетний опыт педагогов детского центра «Чудо-Чадо» подтверждает, что чем раньше ребенок овладевает грамотной речью, тем меньше у него проблем с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности.
К сожалению, чем старше становится ребенок, тем сложнее справиться с нарушениями в его развитии. Поэтому успех коррекционной работы логопеда напрямую зависит от своевременности и правильности поставленного диагноза, выбора методик и практических навыков специалиста-логопеда.
Нарушения речи, если они наступают у взрослого человека, скоро обращают на себя внимание и рассматриваются окружающими как патология. Если же нарушается речевой процесс у ребенка, то выявление дефектов обычно происходит с запозданием. Это понятно, так как речь ребенка развивается неравномерно и у всех детей по разному. Родителям часто трудно понять, где норма, где патология, где лежит допустимый рубеж в запаздывании речевого развития и чем грозит это запаздывание.
Роль логопеда в период дошкольной подготовки
Школа для ребенка – это новый этап в жизни, это ответственность, новые правила, новый коллектив. Подготовить ребенка к школе – прямая обязанность каждого родителя. Научить читать, подготовить руку к письму, развить логическое мышление можно и самостоятельно, но более грамотно это сделает профессиональный логопед. Роль логопеда в период раннего развития ребёнка, и особенно в дошкольной подготовке, трудно переоценить, ведь современная школа предъявляет будущим школьникам особые критерии готовности к обучению:
- Сформированная звуковая сторона речи: у ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп.
- Сформированный фонематический процесс: умение слышать, различать фонемы языка.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу: дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий. Уметь работать со схемой слова, разрезной азбукой, читать по слогам.
- Умение пользоваться разными способами словообразования: правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами.
- Сформированный грамматический строй речи: умение правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, составлять предложения по опорным словам и картинкам.
Безусловно, учитывая все вышеперечисленные требования к первоклассникам, особенно значимой и важной является роль детского логопеда, которая включает в себя групповые и индивидуальные занятия. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье, малыша привыкли понимать с полуслова и он не испытывает особых затруднений, даже если его речь несовершенна. Следует предвидеть, что ситуация кардинально изменится, когда ребёнок пойдет в школу.
К сожалению, не все родители знают, что ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей при обучении письму и чтению. Кроме того, дети в школе очень стесняются неправильного произношения, становятся робкими, неуверенными.
Все это еще больше затрудняет процесс обучения. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия под руководством опытного логопеда, направленные на исправление дефектов речевого развития.
Советы логопеда для родителей по самостоятельной подготовке ребёнка к школе
Правильное звукопроизношение формируется у ребенка как правило к 5 – 6 годам. Если этого не произошло, то родителям следует обязательно обратиться к логопеду. Ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании семьи, воспитателей и педагогов можно добиться положительных результатов. Мы специально выделили десять наиболее важных на наш взгляд советов родителям, помогающих сформировать у ребёнка правильную речь.
Поощряйте ребенка всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!
Дети учатся путем подражания. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию.Используйте короткие слова, простые и понятные!
Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы.Не говорите слишком быстро!
Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!
«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп».Читайте ребёнку книги!
Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.Ограничивайте просмотр телевизора!
Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.Почаще включайте музыку и песенки для малышей!
Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка.Поощряйте двигательную активность ребёнка!
Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч, в общем - больше двигайтесь...Развивайте мелкую моторику!
Давайте ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»).Исключите любые чрезмерные требования!
Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми.Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.
Если у вас что-то не получается, вы видите проблему у ребёнка связанную со звукопроизношением, не откладывайте визит к специалисту. Своевременное предупреждение речевых недостатков способствует создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.
В «Чудо-Чадо» работает опытный логопед, который проводит как индивидуальные занятия так и групповые, которые особенно востребованы в период подготовки детей к школе. На групповых занятиях с логопедом проводится интенсивная коррекционная работа по устранению общего, и фонетико-фонематического недоразвития речи детей. С хорошо поставленной дикцией и широким кругозором вашему ребенку в школе будет все по плечу, а его общительность и умение интересно рассказывать сделают его лидером класса!