Если говорить про раннее развитие ребёнка, то у этого направления было бы гораздо больше сторонников, если бы оно не требовало постоянного участия и усилий самих родителей в этом увлекательном и поистине волшебном процессе познания мира их маленькими чадами. Ведь глядя на то, что ребёнок в 10 месяцев уверенно шагает по комнате, а двухлетний карапуз воодушевлённо повторяет звуки за «говорящей азбукой», никому и в голову не придёт сказать, что этих детей лишают детства.
Разговоры начинаются тогда, когда нужно купить эту самую азбуку (потратить деньги), почитать книжку (потратить время), разрешить малышу порисовать красками (полный набор: деньги, время + нервы). Но ресурсы найдутся всегда, если есть искреннее желание помочь, научить, развить интерес и творческое начало вашего малыша.
Развитие ребёнка должно быть своевременным
Как известно, самый мощный рывок в развитии ребёнок делает в первый год своей жизни. И в большей степени потому, что все действия взрослых направлены на раннее?... нет, на своевременное развитие нужных навыков. Сколько тепла, улыбок, поощрений, и какую мощную поддержку получает малыш от близких ему людей, прежде чем произнесёт первое слово или сделает первый шаг. Каждая победа – это праздник для всей семьи. И малыш изо всех сил старается закрепить успех…
Но вот ребёнок научился ходить, в том числе и на горшок, хорошо говорит, самостоятельно кушает и даже одевается. Для родителей наступает долгожданная передышка, а для детей – то самое счастливое детство. Где чаще всего живое общение заменяется мультиками, а настоящая игра - компьютерными игрушками.
Успеет ли ребёнок научиться читать в школе?
Расчёт на то, что читать и писать ребёнок научится в школе, как это было в старые добрые времена, уже давно перестал себя оправдывать. Программа первого класса рассчитана на то, что дошкольники уже владеют навыками чтения и письма, в худшем случае – знают все буквы и цифры. Букварь пролистывается за три месяца. Прописи содержат слова и целые предложения. Конечно, запомнить одновременно большие и маленькие, печатные и прописные буквы, сложить их в слова, суметь прочитать, а тем более понять, что тут написано, для неподготовленного шестилетки – непосильный труд. Тем более - за партой. Тем более – по нескольку часов подряд.
Пройдитесь по Бишкекским школам. Загляните в первые классы. 30 человек – это норма, редко где будет меньше. А учительница одна на всех. И сделайте правильный вывод. Правильный вывод заключается в том, что если вы не подготовили ребёнка к школе, то целый год вам вместе с ним придётся учиться, учиться и учиться. Каждый день после уроков.
Когда надо начинать знакомить малыша с алфавитом?
К счастью, многие родители сами заинтересованы в качественной подготовке своих детей к школе, чтению и письму учат в детских садах, всё большим спросом пользуются специализированные центры дошкольной подготовки. Вопрос в другом – когда лучше всего начинать знакомить малыша с алфавитом? И что по этому поводу говорят специалисты?
А вот что: Память, интеллект и творческий потенциал человека напрямую зависят от количества и характера нейронных связей. Причём, активно действующие связи сохраняются, а не используемые отмирают за ненадобностью. В первые годы жизни мозг активно формирует максимальное количество нейронных связей, что является замечательной биологической основой для раннего детского образования.
Двигательные, чувствительные, слуховая, зрительная и обонятельная области коры головного мозга созревают первыми, и уже к трём годам замедляют свой рост. Количество синапсов – мест соединения нейронов – к семи годам уже достигает уровня взрослого человека. А ведь именно синапсы отвечают за накопление и усвоение различных навыков. Следовательно, раннее развитие детей является своевременным, так что не упускайте момент!
Обучение с увлечением - образное мышление
Дети воспринимают информацию в виде образов, поэтому буквы и цифры отпечатываются в их памяти как любой другой предмет, а звуковое сопровождение – как любое другое название. Большую роль при этом играют цвет, звук, форма, движение, запах, тактильные ощущения. Дети запоминают более десятка слов ежедневно, но нуждаются в постоянном повторении пройденного материала – таким образом укрепляются необходимые нейронные связи. Поэтому нет ничего странного в том, что ваш малыш без конца смотрит один и тот же мультфильм, снова просит прочитать одну и ту же книжку, и скачет от радости при виде знакомой рекламы. Но если ребёнок в три года знал все буквы, а потом два года никак ими не пользовался, то в пять лет можно смело начинать всё с самого начала.
Получается, мозг маленького ребёнка функционально готов к большим нагрузкам, а востребованные нейронные связи позволяют малышу легко овладеть грамматикой, иностранным языком или математическими действиями. Передовые методики Б.П. и Л.А. Никитиных, Н.А. Зайцева и др. позволили появиться огромному количеству 4-5-летних читателей. Хороший комплимент своему раннему детскому развитию сделала моя уже взрослая дочь: «Я не помню, чтобы меня учили читать и писать. Мне кажется, я это умела всегда!»
По сути, все младенцы просто обязаны стать вундеркиндами…
Однако в однообразной, обеднённой, лишённой эмоциональности окружающей среде большинство нейронных связей попросту не активизируется, что тоже способствует их исчезновению. Поэтому раннее развитие ребёнка обязательно подразумевает обучение только в игровой форме, двигательную активность и личную заинтересованность малыша. Именно такой подход используют наши опытные педагоги в школе для дошколят «Чудо-чадо».
Добро пожаловать в чудесный мир знаний!