• Развивающие занятия с детьми

  • от 1 года до 7 лет в Чудо-Чадо

Ролевые игры для детей

Ролевые игры для детей
Ролевые игры для детей и их роль в развитии ребёнка

Ролевые игры для детей и их роль в развитии ребёнка

Что из себя представляют, и зачем нужны ролевые игры для детей дошкольного возраста? В целом, жизнь – это большой театр, иногда – цирк, где каждый играет отведённые ему роли. Мы все приходим в этот мир девочками и мальчиками, и сразу становимся детьми для своих родителей, потом родителями для своих детей, а ещё учителями, врачами, юристами, дальнобойщиками, фермерами, продавцами и покупателями, офисными работниками и клиентами, писателями и читателями, водителями и прохожими, и т.д.

Каждая роль накладывает на человека определённые права и обязанности, характерные отношения и правила этикета. А ребёнок, вступив на путь раннего детского развития, учится во всём подражать взрослым, копирует их действия и поведение, и примеряет на себя понравившиеся роли.

Ролевые игры для детей, их плюсы и минусы

Ролевые игры для детей, их плюсы и минусы

Детские ролевые игры заведомо имеют больше плюсов, чем минусов. К явным достоинствам таких игр можно отнести следующие моменты:

  1. Участвуя в ролевой игре, ребёнок развивает навыки общения, креативное мышление, воображение, внимательность и кругозор, усваивает нормы поведения в определённых ситуациях.
  2. Играя, ребёнок не только повторяет заученные действия и фразы, но и проживает их, вкладывает в них собственные чувства и эмоции, учится сопереживать и сочувствовать.
  3. В ролевой игре ребёнок может побывать в любой «шкуре» (ролевое общение), учится договариваться и достигать цели (деловое общение), получает удовольствие от совместной деятельности и поддержки (дружеское общение).
  4. Ролевая игра позволяет ребёнку заново прожить переполняющие его эмоции. Так ребёнок может продолжать играть в недавнюю поездку в горы, в цирк, в посещение поликлиники, в школу для дошколят и т.д. Здесь он может переиграть ситуацию, поставить себя на место других героев, освободиться от страхов и агрессии, сбросить эмоциональное напряжение, или ещё раз наполнится позитивными воспоминаниями.
  5. Ролевые игры для детей разрешают малышу выходить за рамки реальности, проявлять фантазию и творчество. Стул легко может стать самолётом или поездом, балкон – северным полюсом, а бессловесные игрушки начинают говорить голосом ребёнка.

К недостаткам детских ролевых игр можно отнести временный беспорядок, ведь игра есть игра, и ещё вас могут отрывать от дел, втягивая в игру, потому что ребёнок играет по-настоящему.

Жизненный анекдот:

Мама с 4-летней дочерью играют в ролевые игры: мама - коза, дочка – козлёнок. В комнату входит папа, и дочка радостно бросается ему навстречу: «Козёл! Налей нам сока!». Надо было видеть папины глаза!

Умеет ли ваш ребёнок играть в ролевые игры?

Умеет ли ваш ребёнок играть в ролевые игры?

Глядя на то, как девочка одевает куклу, укладывает её спать, а мальчик катает по полу машинку или стреляет из пистолета, родители ошибочно могут подумать, что ребёнок овладевает искусством ролевой игры. Но если при этом малыш не видит себя в соответствующей роли (мама, водитель, солдат), не придумывает ход событий, и не ведёт разговоров, то никакая это не ролевая игра, а просто игра-имитация. В этой игре либо совсем нет сюжета, либо он очень примитивен.

Здесь игрушка используется только по назначению, и чем больше у неё функций, тем она интересней для малыша. Пытаясь найти новое применение наскучившим игрушкам, малыш может стучать ими, ломать. Если ребёнок предоставлен сам себе, и с ним никто не играет, то его внутренний мир очень беден. И чтобы заполнить эту пустоту малыш требует всё новые и новые игрушки, с наворотами, которые в наше время стоят недёшево.

От простого к сложному

Детские ролевые игры - От простого к сложному

Детская ролевая игра возникает, как желание почувствовать себя взрослым, окунуться в дикий мир животных или в мир мультяшных героев, и т.п. Всесторонне развитый ребёнок играет в то, что видит или смотрит по телевизору, в то, что слышит или читает, и в то, во что с ним играют старшие. В этом случае в ход идут не только игрушки, но и всё, что попадётся под руку. Обычная кукла может быть кем угодно, от мамы до инопланетянина, а коврик в прихожей - лодкой или домиком. Детское воображение дорисовывает всё остальное, и запросто обходится тем, что есть.

 

Первая ступень ролевой игры – подражание действиям взрослых. Этот уровень становится доступен любому ребёнку, даже если у него не с кем поиграть. В этой игре ещё нет взаимодействия персонажей, нет диалога, но уже есть игрушечные заместители реальных вещей (песок вместо еды, палка вместо меча), отдельные фразы и звуки, сопровождающие события (шум мотора, баюкание куклы, мычание игрушечной коровы).

 Если ребёнок застревает на этом этапе, то впоследствии он либо играет с навороченными игрушками, либо слоняется без дела, мешая всем подряд. Эта категория детей чаще всего становится любителями эффектных мультсериалов и компьютерных развлекалок.

 

Вторая ступень – простая ролевая игра. Это игры «дочки-матери», «школа», «больница», «магазин» и т.д. Здесь ребёнок полностью отождествляет себя с выбранной ролью, и того же самого требует от партнёров по игре, иначе слышится возмущение: «ты неправильно играешь!». В игре обязательно появляется второе, а то и третье-четвёртое активное действующее лицо. Теперь даже у куклы может быть своё мнение, озвученное ребёнком: она может капризничать, хотеть есть или спать, и плакать от укола.

На этом этапе ребёнок очень много говорит, даже если играет сам с собой. Простая ролевая игра помогает ребёнку лучше адаптироваться в сложном мире взрослых, быть готовым к типичным жизненным ситуациям.

 

Третья ступень – сюжетно-ролевые игры. Чем выше развитие ребёнка, тем быстрее он переходит к следующему этапу детских ролевых игр, где один игровой сюжет плавно перетекает в другой, связанный с ним по смыслу. Например, все позавтракали и поехали на автобусе на Иссык-Куль, где потом купаются, загорают и кушают фрукты на пляже.

Игра усложняется, дети уже учатся договариваться, во что и как играть, кто кем будет, что включать в игру, а что нет, и за кем будет победа в сражении. На этом этапе взрослым необходимо изредка контролировать ход игры, чтобы решить спорные вопросы, и не допустить детских обид.

 

Четвёртая ступень – творческие ролевые игры для детей. Здесь ребёнок – сам себе режиссёр. Игра превращается в настоящее приключение, где дети сами придумывают сюжеты и изменяют их по своему усмотрению. Здесь нет чётких правил, зато есть миллион возможностей проявить себя.

Что выбрать: игру или занятия с ребёнком?

Что выбрать: игру или занятия с ребёнком?

Понятно, что у взрослых очень мало свободного времени, особенно на детские игры. Надо успеть хоть немножко позаниматься с ребёнком, почитать ему книжку, и вообще, не взрослое это дело - играть в куклы, кубики или машинки. Но именно сейчас вы упускаете возможность заложить в детях интерес к ролевым играм, а по сути - к предстоящим жизненным ситуациям. Вы можете научить ребёнка читать, считать, писать и музицировать, но если он не будет играть в ролевые игры, то вы рискуете получить раннего интеллектуала с плохо развитым воображением и примитивными чувствами.

Раньше дети играли в семьях, во дворах, в детсадах, а нынешние детские сады уже ориентированы в основном на дошкольную подготовку, и на игры у воспитателей не хватает ни времени, ни сил. Дворовая и семейная игра вытесняется телевизорами и компьютерами, поэтому немудрено, что дети играют в людей-пауков и в принцесс-белоручек.

Школа для дошколят «Чудо-Чадо» призвана решить создавшуюся проблему, предлагая обучение ребёнка без отрыва от игры. Увлечённые своим делом опытные педагоги, и современные игровые методики позволят вашему ребёнку получать знания прямо на игровой площадке. Здесь всегда есть место ролевым играм для детей, физкультминуткам и творческой деятельности. Учимся играючи, учимся с удовольствием!

Добро пожаловать в «Чудо-Чадо»! 



== Перейти ко всем статьям

Читать ещё

В блоге «Чудо-Чадо» мы стараемся поднимать наиболее актуальные темы про детей раннего возраста,
освещать вопросы, которые рано или поздно возникают у любого любящего родителя.


Музыкальные книги для детей
Научить ребенка читать за три месяца (методика Зайцева)



© 1999 - | Авторские права защищены
SEO Студия «Мастер-WEB»