Психологическая устойчивость – это умение управлять своими чувствами и эмоциями, умение не пасовать перед трудностями и находить выход из любой ситуации. Это качества сильной и успешной личности. Это то, что привлекает нас в других людях.
Вряд ли вам захочется иметь дело с дёрганным, суматошным, безвольным или капризным человеком, каким бы профессионалом он ни был в своём деле.
Психологическая устойчивость ребёнка
Психологическая устойчивость малыша не рождается на пустом месте. Все родители в своё время проходят через детские капризы, через «дай, не хочу, купи… эту куклу, машинку, киндер-сюрприз!», через «а-а-А!!!» и т.д. Только проходят по-разному. Слабые родители потакают малышу или чужому мнению, сильные – непреклонно стоят на своём, любящие – умеют находить золотую середину, чтобы и дитя не плакало, и киндер-сюрприз остался в магазине.
Если говорить о детях, то одни начнут добиваться всего слезами и нытьём, другие – будут подстраиваться и терять уверенность в себе, а третьи – просто нарабатывают жизненный опыт. Ведь задача родителей - научить ребёнка адаптироваться к любым условиям, даже если всё идёт совсем не так, как ему хочется.
Любящие родители, как и опытные педагоги, чувствуют ребёнка, не заигрывают перед ним, но и не давят на него, знают, где можно разрешить, а где нужно проявить твёрдость, и слезами тут горю не поможешь.
Слёзы тщетности
Когда мы не можем изменить ситуацию, несмотря на все наши старания, мы понимаем тщетность своих усилий. Эмоции грусти и разочарования при этом настолько сильны, что из глаз начинают течь слёзы. Это – своеобразная очистка организма от токсинов. В отличие от слёз боли, радости, сострадания или резки лука, слёзы тщетности – самые ядовитые. Лабораторные исследования говорят о том, что ими даже можно убить мелкого грызуна.
Если дать ребёнку выплакать слёзы тщетности, то вы тем самым подводите его к тому, что ситуацию можно пережить, смириться, попробовать другой подход, предпринять новую попытку.
Малыш должен понять, что у него не всегда всё будет получаться с первого раза, что он не всегда будет победителем, и что у него не будет игрушки, как у его подружки. Таким образом культивируется психологическая устойчивость ребёнка, когда он сначала с вашей помощью, а потом самостоятельно научится спокойно принимать любой исход событий.
Развитие психологической устойчивости
Слёзы тщетности должны быть выплаканы. Но в то же время, маленького ребёнка необходимо утешать, помогать, переключать внимание, объяснять, находить компромиссное решение, и давать понять, что вы всё равно его любите. В этом случае малыш учится быть гибким, не зацикливается на неудаче, становится психологически сильнее. Именно так работают с детьми наши преподаватели в школе дошкольной подготовки «Чудо-Чадо».
Занятия в Школе для дошколят «Чудо-Чадо» – это не только образовательный и воспитательный процесс, но и хороший психологический тренинг коммуникабельности и адаптации ребёнка к школе. Основой нашего обучения является игра. Игровые методики Н.А. Зайцева, В. Волиной и др. легко научат малыша читать и считать. Методика М. Монтессори разовьёт мелкую моторику. Для развития психологической устойчивости ребёнка тоже есть свои увлекательные ролевые игры, где возможен любой поворот развития событий.
Например, всем знакомые «дочки-матери». Если родитель поменяется ролями со своим чадом «ты – мама, я - ребёнок», то с одной стороны он может покапризничать, а с другой - может узнать о себе любимом много интересного. Ведь малыш подсознательно скопирует все ваши эмоции, ужимки и прыжки. А психологическая игра «что бы ты изменил, если бы стал взрослым?» позволит вам заглянуть во внутренний мир ребёнка, ощутить его проблемы и увидеть его мечты.
Советы родителям
- Не мешайте естественным порывам ребёнка быть самостоятельным, честным, добрым, даже если от приблудившегося кота действительно нет никакой пользы.
- Постоянно оберегая малыша от трудностей, мы учим его быть пассивным, неуверенным в себе, и ждущим, что кто-то решит его проблемы. В конечном итоге это начинает раздражать самих родителей.
- Самый худший вариант, когда вы сначала говорите «нет», а потом под давлением хнычущего малыша меняете решение на «да», «ну, ладно», «только не плачь». Если вы не в силах держать своё слово до конца, лучше разрешите ребёнку сразу то, что он всё равно выпросит, только при этом будут испорчены и ваши нервы, и ваш ребёнок.
- Для дошкольников характерно преобладание чувств над разумом. Эмоциональная сторона жизни для них важнее нашей формальной заботы – одеть, накормить и т.д. Почаще беседуйте и играйте со своим малышом, хвалите за успехи, и не делайте трагедий из-за того, что ребёнок не оправдывает ваших ожиданий, - ведь это всего лишь ваши ожидания.
- Приводите вашего малыша в школу раннего детского развития «Чудо-Чадо», не пожалеете!