На первый взгляд, развитие детей, которые всё делают левой рукой, мало чем отличается от развития их праворуких собратьев. Но это только - на первый взгляд.
«На любое правое дело всегда найдётся свой левша…» Примерно так можно выразить отношение праворукого большинства к леворукому меньшинству. С их субъективной точки зрения, левая рука всё делает коряво и неумело. А левши не спорят, они просто этой самой рукой создают шедевры, делают деньги, и завоёвывают власть.
Леонардо да Винчи, Пикассо, Бах, Бетховен, Эйнштейн, Юлий Цезарь и Александр Македонский, а так же многие другие выдающиеся личности были левшами.
Дело тут не столько в руках, сколько в голове, точнее – в организации мозга человека. Какое из двух полушарий мозга будет доминирующим, та рука и станет ведущей.
У правшей развито левое - рациональное полушарие, которое отвечает за развитие речи и письма, логическое мышление, и математические способности.
У левшей доминирует правое - творческое полушарие мозга, отвечающее за фантазии, музыкальное восприятие, танцы, живопись и скульптуру.
Получается, левши и правши по-разному смотрят на мир, по-разному перерабатывают информацию, и по-разному ведут себя в этом мире. Это – индивидуальность, которую необходимо просто принять, как внешность или тембр голоса. Но фактически, - Левша, подковавший блоху, становится национальным героем, а ребёнок, держащий ложку в левой руке, нередко вызывает у взрослых удивление, нарекание («возьми в правую руку!»), или желание научить «как надо».
Особенности развития детей с доминантной левой рукой
Чтобы понять, как тяжело приходится левшам в нашем праворуком мире, попробуйте для себя перевернуть все окружающие вас предметы и механизмы как бы наоборот. Владельцам леворуких машин это объяснять не надо, и благо там коробка-автомат.
Левшам необходимо как-то приспосабливаться к этому миру. В школе ребёнку-левше лучше сидеть за партой слева, чтобы ему не мешал локоть соседа. На компьютерной мышке можно поменять назначения клавиш. А кое-где уже можно встретить товары, которые выпущены специально для леворуких граждан.
Кроме самой леворукости, психологи и опытные педагоги отмечают у таких детей ряд психологических особенностей, которые отличают их от праворукого большинства:
- Леворукие дети более эмоциональны, чувствительны, впечатлительны и ранимы. Часто могут проявлять эмоции обиды, злости, раздражения, особенно в затруднительных ситуациях.
- Они очень подвижны, обладают замечательной пространственной ориентацией и координацией движений, так называемым «чувством тела».
- У них развито образное видение, богатое воображение. Они легко выполняют задания на обобщение, но не склонны при этом к поэтапному анализу.
- Им сложнее выполнять задания, где требуется постоянный самоконтроль.
- Традиционное обучение чтению не даёт высоких результатов, зато обучение чтению по методике Н.А. Зайцева (кубики, песенки) как нельзя лучше подходит таким детям.
- Обучение математике, где требуются вычислительные и логические построения, им даётся с трудом, зато геометрия – их конёк.
- Ещё левши не в ладах с грамматикой. Как слышим, так и пишем. Грамотная устная и письменная речь усваивается ими сложнее, чем их праворукими сверстниками.
- Любое творчество – это стихия леворуких детей. Можно только позавидовать их выдумкам и фантазии, образному видению, чувству ритма и пластике.
Советы родителям по дошкольной подготовке ребёнка-левши
Развитие детей с доминантной левой рукой требует терпеливого и заботливого участия со стороны взрослых. И чего уж точно не стоит делать родителям и педагогам – это переучивать левшу на правшу, как это было заведено раньше. Может быть, именно поэтому число левшей выросло в наше время с 15% до 30%. Переучивание сбивает программу, заложенную природой, ребёнок теряется, не понимает, чего от него хотят, и чего хочет он сам.
Ни в коем случае не надо заострять внимание на том, что ваш ребёнок – левша. Более того, чаще предлагайте ему занятия и игры, в которых малыш задействует обе руки.
Из-за особенностей нервной системы и эмоциональности, дети-левши быстро устают. Поэтому дошкольные занятия для них должны длиться не более 20 минут. После непродолжительного отдыха можно снова продолжить учёбу.
Обучение чтению, письму и счёту требует от ребёнка-левши дополнительной нагрузки и времени. Пусть вас не раздражает его медлительность. Не надо злиться и нервничать, иначе он тоже начнёт паниковать и суетиться, вместо того, чтобы сосредоточиться на задании.
Ещё с младенчества дети-левши просят по нескольку раз перечитать, пересказать или показать один и тот же отрывок, сказку, сюжет. Это не потому, что у них плохая память, а потому что так им легче выстроить логические цепочки. Поэтому обучение ребёнка-левши включает большое количество повторений пройденного материала.
При обучении чтению леворуким детям трудно уследить за строчками, они могут начать читать предложение с его середины. Пусть малыш использует линейку или закладку, помогающую не путать строчки.
Обучение письму тоже может доставить хлопот. Ребёнок может не дописывать строчки, начать писать зеркально, справа-налево.
Как помочь левше справиться с возможными проблемами
Родителям, столкнувшимся с подобными проблемами, становится понятно, что подготовку к школе ребёнка-левши нельзя пускать на самотёк. Но и обычные курсы ускоренной подготовки к школе, или нулевой класс, ему вряд ли подойдут.
Малыш-левша познаёт мир творческим полушарием мозга, а значит, на занятиях должны присутствовать яркие пособия, фигурки, песенки, ритмика и т.д. Ну, и кубики Зайцева в придачу. Согласитесь, что для такого обучения необходим настоящий специализированный центр детского развития. И у нас в Бишкеке он есть.
Приглашаем вашего творческого ребёнка на пробное занятие в детский центр развития «Чудо-Чадо». Гарантируем - ему понравится!