Со словом «ребёнок» ассоциируются слова: игра, игры, игрушки. Игровое развитие детей начинается с первых дней жизни. Малыш рассматривает погремушки, мобили на кроватке, подвески на коляске, берет игрушки в руки, проводит манипуляции с ними. Это пока ознакомительное и исследовательское развитие ребенка. Он изучает, познает, пытается понять, что и как устроено. Только к концу первого года жизни наступает период, когда слова и действия малыша объединяются.
У детей появляется осмысленное поведение, они подражают окружающим, пытаются повторить действия взрослых, взаимодействуя с окружающими их предметами. В полуторагодовалом возрасте, малыш начинает играть в дочки – матери, готовить пищу, лечить кукол, не требуя участия родителей. Предметами игры могут быть любые вещи и материалы, которые в мысленном воображении детей «понарошку» и «как будто» становятся атрибутами быта.
Игры становятся жизненной необходимость ребенка, создают комфортное состояние души. В игре происходит становление будущего характера ребенка. Играя, малыш много двигается, разговаривается. У него формируются навыки мышления, воображения, развиваются внимательность и память.
Отношение родителей к игровому развитию детей
Не все родители понимают пользу игр для их малыша. Они считают, что игры своего рода развлечение, пустая трата времени. Некоторые мамы и папы используют игры для того, чтобы отвлечь малыша, лишь бы их «не трогали», покупая ему множество игрушек. Дети у таких родителей зачастую невнимательны, не бережливы, эгоистичны.
Другие родители не обращают внимания на игры своего ребенка, полагая, что он и сам знает, чем ему заниматься. Третьи, наоборот, решают за ребенка, как и во что ему играть. При неудаче тут же приходят на помощь, не дают ребенку справится с трудностью самостоятельно. Дети в таких семьях вырастают неуверенными, испытывают страх перед неудачей.
Как выстроить игровое развитие ребенка правильно?
Заметьте, что, развиваясь, ребенок не отказывается от игр, они видоизменяются. Появляются игры в героев сериалов, мультфильмов, ролевые подражания. Игровое развитие ребенка важно не только в первые годы жизни, но и в формировании личности ребенка при подготовке к школе.
При неверном отношении родителей к увлечениям малыша, он начинает стесняться играть, это чревато тем, что ребенок закрывается в себе. Не у всех родителей получается организовать игру правильно.
В период подготовки к школе, мамы и папы в современном мире основной упор делают на обучение прикладным навыкам, считая элементы геймификации детской забавой. Родители не понимают, что не доигравший ребенок будет быстрее уставать, переутомляться, может потерять интерес к обучению.
Необходимо изменить методику работы с ребенком. Изучите разные подходы, проконсультируйтесь с педагогами. Например, в развивающем центре «Чудо-Чадо» моделирование развивающих и обучающих игр для дошкольников строят «от простого к сложному».
Располагая к себе ребенка, разговаривая на его языке, принимая его игровой мир, педагоги обучают его необходимому материалу. Процесс проходит просто и безболезненно. И занятия для ребенка становится не чем-то скучным, а, наоборот, процесс получения знаний становится увлекательным. На таких занятиях учатся и родители.
Процесс игрового развития детей – это учить играя, и уважать свободную деятельность ребенка.