Детская агрессия – это то, о чём взрослые предпочитают умалчивать, настолько болезненной является эта тема. С капризами, и даже с детскими истериками общество как-то соглашается – ребёнок переутомился, сам не знает чего хочет, или попросту избалован. Но агрессия у трёхлетнего ребёнка? Откуда? Ведь агрессия – это действия, которые всегда сопровождаются негативными эмоциями с явным намерением причинить зло или ущерб...
В детской агрессивности нет ничего необычного, и пока – ничего трагического. Известный психолог К. Лоренц объяснял, что агрессия присутствует у всех людей, как и у всех животных, и берёт своё начало из природного инстинкта борьбы за выживание. Причём агрессивная энергия имеет свойство накапливаться с течением времени. И чем больше её накопилось, тем меньший нужен повод, чтобы она выплеснулась наружу. Это так хорошо знакомо всем, кто не живёт, а выживает в этом мире.
Как относиться к детской агрессии?
Большинство людей относятся к ней как к врагу, которого нужно уменьшать, уничтожать, давить на корню. И естественно не видят за агрессивным поведением ничего хорошего, а тем более полезного для своего ребёнка.
Первое, что нужно понять, - детская агрессия является обратной стороной беззащитности. Любая незащищённость рождает страх. И
Во-вторых, если даже родители удовлетворяют все желания ребёнка, избежать агрессии с его стороны всё равно не удаётся. Дело в том, что агрессия также нужна для детского развития, как и хорошая дошкольная подготовка. Агрессия – это глубокая внутренняя энергия, сила, которая способна защитить человека и обеспечить ему жизненное пространство. Детская агрессия – это также своеобразный механизм для адаптации, позволяющий ребёнку прогибать мир под себя и экономить при этом силы.
Пики проявление детской агрессивности
Детские психологи выделяют возрастные кризы – пики детской агрессивности, и первый из них приходится на 3-4 года, следующий – на 6-7 лет.
Агрессия ребёнка может быть направлена на близких ему людей, на окружение, на животных, на внешние объекты, и даже на себя. В последнем случае ребёнок может тянуть себя за волосы, грызть ногти, отказываться от еды.
Существенное влияние на поведение ребёнка оказывает эмоциональный климат в семье, и в первую очередь отношение к нему мамы, как самого близкого человека. Даже младенцы криком способны проявлять свой гнев, если не удовлетворяются их потребности. С двух лет уже можно заметить неуступчивость и упрямство маленьких человечков. В три года у ребёнка появляется самость, образ себя, именно в этот момент и появляется агрессия к окружающему миру.
Маленькие дети, желая сохранить материнскую любовь, могут быть жестоки по отношению к новорождённым братьям-сёстрам. Иногда адаптация к детскому саду или негостеприимному двору сопровождается драками, царапаньем или кусанием, плевками. Агрессия может вылезти криком, ломкой и швырянием игрушек, размахиванием палкой во все стороны, хлопаньем дверей и прочими неудобствами. Девочки, как правило, прячут агрессию за желанием командовать, начинают вести себя, как принцессы или королевы.
Замечено, что наиболее агрессивные дети вырастают в тех семьях, где им уделяется мало внимания, если взрослые ими не интересуются, где ребёнок подавляется как личность, где физическое наказание предпочтительнее терпеливого объяснения.
Что делать?
В трёхлетнем возрасте ребёнок переходит от младенческого безусловного принятия («я есть») к оценке своего образа, ему постоянно нужно одобрение взрослых, ему необходимо быть самым-самым, первым, лучшим. Хотя этому легко может помочь программа раннего детского развития. Но когда ребёнок допускает промах, агрессия помогает ему сохранить свой образ нетронутым, помогает противостоять оценкам взрослых. Малышу важно сохранить свои границы, иначе ему придётся постоянно подстраиваться. Агрессия – это самый быстрый и эффективный способ для снятия стресса, и он помогает ребёнку отбить удар, а не оставлять его внутри себя.
Поэтому психологи и советуют родителям оценивать только поступки, но никак не самого ребёнка. Малыш всегда должен быть уверен, что он любим вами без всяких условий.
Стресс, на который не было возможности отреагировать сразу, приостанавливает развитие ребёнка. И если родители пресекают агрессию, наказывают за неё, то это здорово подрывает детскую самооценку. Особенно от этого страдают девочки. Стоит только девочке проявить свою злость, как её тут же стараются пристыдить, подавить. А в будущем, эта блокировка лишает человека способности возражать и действовать, превращая его в жертву обстоятельств.
Надо помнить, что агрессия – это мощная энергия, и ребёнок должен научиться её проявлять. Наша же задача сначала позволить ей проявиться, а затем научить ребёнка контролировать её, управлять ею. Блокируя агрессию, мы можем получить либо безвольных личностей, либо разнузданных подростков, вырвавшихся из-под опеки, и не умеющих правильно выражать свою борьбу за место под солнцем.
Помогите малышу научиться управлять агрессией
Как же научить ребёнка управлять своей агрессией? Просто агрессию нельзя накапливать до опасного уровня. Малыш должен участвовать в действиях, снижающих его агрессивность. Лучше всего снять эмоциональное напряжение, страх и тревогу помогают игры. В игре к ребёнку приходит уверенность в себе, укрепляется его эмоциональная сфера, развивается позитивная самооценка. В игре нет правильного и неправильного, в игре ребёнок заряжается только положительными эмоциями, освобождается от негатива.
Наши замечательные педагоги из школы для дошколят «Чудо-чадо» - мастера игры. Именно в игровой форме к детям приходят новые знания и множатся навыки. А заодно, оказывается, уменьшается и детская агрессия.
Добро пожаловать на наши занятия!