Почему часто ребёнок не слышит взрослого, хотя имеет два уха и не имеет проблем со слухом?
«Как о стенку горох», «Я кому сказала?», «Сколько раз повторять?» - можно подумать, что малыш специально выводит вас из себя, игнорируя ваши просьбы, предупреждения и требования. Скажите спасибо, если ещё не перечит, или не делает всё наоборот…
Научить ребенка «слышать» нас совсем не сложно, но это требует некоторых усилий и терпения со стороны родителей.
Что делать, если ребёнок вас словно не слышит?
Вот именно, словно не слышит, хотя находится буквально в двух шагах, и вы говорите явно не шёпотом. Мы повторяем, повышаем голос, раздражаемся, а зря. Маленький ребёнок чаще всего нас действительно не слышит, особенно если чем-то увлечён, или просто не понимает, что мы обращаемся именно к нему.
Если вам и вправду хочется, чтобы малыш вас услышал, понял и отреагировал на ваши слова, вам необходимо соблюдать несколько несложных по сути, но трудных в исполнении правил. Потому что они потребуют от вас проявления искренней любви, заботы, и терпения. Кстати, именно такой подход к ребёнку используется в школе раннего развития детей «Чудо-чадо».
Правило №1 Зрительный контакт
Чтобы ваше сообщение дошло по адресу, нужно хотя бы знать, где находится адресат. Мозг малыша пока способен сконцентрироваться только на одной задаче, и всё его внимание направлено именно туда – на катание машинки или на красочную картинку. Ребёнку доступно только одноканальное внимание, и вам необходимо переключить его на себя, прежде чем давать какие-то указания. Вы должны попасть в поле зрения малыша, для этого лучше всего присесть перед ним на корточки, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Можно слегка прикоснуться к нему или взять за руку.
Правило №2 Обращайтесь к ребёнку по имени
Имя – мощный сигнал для привлечения внимания, к нему привыкают даже животные. Человек невольно реагирует на своё имя даже когда слышит его за спиной, чужим голосом и хотя обращались вовсе не к нему. Поэтому все свои просьбы начинайте с имени малыша: «Анечка, смотри что у меня есть…», «Азат, помоги мне, пожалуйста…». Более старших детей можно попросить повторить вашу просьбу, чтобы быть уверенным, что вас услышали и поняли.
Правило №3 Одна команда за раз
Нам невдомёк, что для трёхлетнего карапуза команда «Разувайся, мой руки и садись за стол» - сложный алгоритм, где необходимо не только запомнить последовательность, но и ничего не упустить. Поэтому нет ничего странного, что малыш «зависает» на полпути. Указания должны быть простыми, ясными, и следовать по мере выполнения предыдущей команды.
Правило №4 Не давайте косвенных указаний
Все ваши замечания «Это ещё долго будет тут валяться?» или «Тебе не надоело смотреть мультики?» не воспринимаются маленьким ребёнком, как руководство к действию. Поэтому это будет валяться ещё долго, и мультики не надоедают. Малышу нужно давать только чёткие и конкретные задания.
Правило №5 Не говорите слишком много
«Сколько тебе раз говорить – не лезь в лужу! Ты что, не помнишь, как ты простыл, как тётя-врач ставила тебе уколы, ещё хочешь валяться с температурой? И т.д.» Если заботливый родитель выдаёт длинную тираду, то к её окончанию, ребёнок уже плохо понимает, о чём собственно идёт речь. Даже если вас переполняют эмоции, всё равно не стоит припоминать прошлые грехи или пугать на будущее. Рассматривайте только текущий момент: «Пожалуйста, обходи лужи, а то ботинки будут мокрые и грязные».
Правило №6 Не повышайте голос
Если вы переходите на крик, малыш испытывает реальный страх, а страх как известно снижает способность мыслить. Поэтому даже если вам кажется, что при этом ребёнок всё услышал и всё понял, то ребёнку было не до этого. Его цель – избежать наказания. Поэтому крик обычно имеет одноразовый эффект. Лучше быть последовательными в своих требованиях, чтобы ваше чадо твердо усвоило, что можно, а что нельзя.
Правило №7 Минимум замечаний
Если маленького человечка постоянно одёргивают, делают замечания по любому поводу, то очень скоро малыш начинает воспринимать такую гиперопеку как фон, и перестаёт на него реагировать. Если разобраться, больше половины замечаний можно вообще не делать, а просто находится рядом с малышом, когда он активен. А специальные программы раннего развития помогут направить неистощимую детскую энергию в нужное русло.
Правило №8 Нет - частице НЕ
Сегодня различные тренинги по коммуникации советуют исключать отрицание даже при обращении ко взрослым людям, тем более нужно исключать её в общении с маленькими детьми. Их восприятие пропускает частицу «не», особенно если с неё начинается фраза, и слышит только окончание: «(не)…разбрасывай игрушки!», «(не)…вертись за столом».
Правило №9 Временной запас
В отличие от взрослых, дети воспринимают сказанное с задержкой в несколько секунд. А умение отвлекаться от интересного в пользу необходимого вообще формируется только к 6-7 годам. А значит быстро переключиться с интересного занятия на вашу просьбу малыш просто не в состоянии. Поэтому у ребёнка всегда должен быть временной запас, чтобы изменить своё поведение: «Дочитываем сказку и ложимся спать», «Пусть самолётик летит на кухню, нам нужно пообедать».
Кроме этого, ребёнок лучше воспринимает зрительную информацию, поэтому в детских садах и специализированных центрах по дошкольной подготовке так много картинок-напоминалок, позволяющих детям быстрее перейти к нужному действию.
Правило №10 Учитесь слышать своего малыша
Да, да, именно мы сами порой не умеем слушать своего ребёнка, когда он пытается рассказать нам что-то «очень важное». Мы киваем, едва удостоив его взглядом, продолжая смотреть сериал, или обдумывая свои проблемы. А ведь ребёнок учится у нас всему, в том числе и искусству общения.
Взгляните на себя глазами своего малыша: интересный ли вы для него собеседник? Захотелось бы вам слушать человека, который вечно занят, устал, отмахивается от вас, не замечает ваших успехов, зато постоянно, критикует, одёргивает, сравнивает вас с другими?
Недавно я стала свидетелем вроде бы забавного случая, когда первоклассник отвечал на вопросы своего взрослого родственника. Увидев искренний интерес к своей личности, мальчишка изо всех сил пытался высказать ту информацию, что накопилась у него невостребованным грузом. Без всякой связи с темой разговора. Не ответив ни на один вопрос.
Со стороны это выглядело так, словно первоклассник молотит «под дурачка», этакий шпион, скрывающий военную тайну. А на самом деле, этот ребёнок очень часто был предоставлен самому себе, или проводил время за компьютером, испытывая голод по настоящему общению. Так и не научившись слушать и слышать.
Не важно сколько времени вы проводите со своим ребёнком, важно - как. И если вам действительно некогда полноценно заниматься со своим маленьким почемучкой, приглашаем вас на занятия в Школу для дошколят «Чудо-Чадо», где к вашим услугам опытные педагоги и передовые методики по развитию необходимых навыков, в том числе и навыков коммуникации.
Добро пожаловать!
Детский психолог Анастасия Михеева — => Консультация детского психолога