• Развивающие занятия с детьми

  • от 1 года до 7 лет в Чудо-Чадо

Почему маленький ребёнок вас не слышит

Почему маленький ребёнок вас не слышит
Почему маленький ребёнок вас не слышит? Советы психолога

Почему маленький ребёнок вас не слышит? Советы психолога

Почему часто ребёнок не слышит взрослого, хотя имеет два уха и не имеет проблем со слухом?

«Как о стенку горох», «Я кому сказала?», «Сколько раз повторять?» - можно подумать, что малыш специально выводит вас из себя, игнорируя ваши просьбы, предупреждения и требования. Скажите спасибо, если ещё не перечит, или не делает всё наоборот…

Научить ребенка «слышать» нас совсем не сложно, но это требует некоторых усилий и терпения со стороны родителей.

Что делать, если ребёнок вас словно не слышит?

Вот именно, словно не слышит, хотя находится буквально в двух шагах, и вы говорите явно не шёпотом. Мы повторяем, повышаем голос, раздражаемся, а зря. Маленький ребёнок чаще всего нас действительно не слышит, особенно если чем-то увлечён, или просто не понимает, что мы обращаемся именно к нему.

Если вам и вправду хочется, чтобы малыш вас услышал, понял и отреагировал на ваши слова, вам необходимо соблюдать несколько несложных по сути, но трудных в исполнении правил. Потому что они потребуют от вас проявления искренней любви, заботы, и терпения. Кстати, именно такой подход к ребёнку используется в школе раннего развития детей «Чудо-чадо».

Правило №1 Зрительный контакт

Чтобы ваше сообщение дошло по адресу, нужно хотя бы знать, где находится адресат. Мозг малыша пока способен сконцентрироваться только на одной задаче, и всё его внимание направлено именно туда – на катание машинки или на красочную картинку. Ребёнку доступно только одноканальное внимание, и вам необходимо переключить его на себя, прежде чем давать какие-то указания. Вы должны попасть в поле зрения малыша, для этого лучше всего присесть перед ним на корточки, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Можно слегка прикоснуться к нему или взять за руку.

Правило №2 Обращайтесь к ребёнку по имени

Имя – мощный сигнал для привлечения внимания, к нему привыкают даже животные. Человек невольно реагирует на своё имя даже когда слышит его за спиной, чужим голосом и хотя обращались вовсе не к нему. Поэтому все свои просьбы начинайте с имени малыша: «Анечка, смотри что у меня есть…», «Азат, помоги мне, пожалуйста…». Более старших детей можно попросить повторить вашу просьбу, чтобы быть уверенным, что вас услышали и поняли.

Правило №3 Одна команда за раз

Нам невдомёк, что для трёхлетнего карапуза команда «Разувайся, мой руки и садись за стол» - сложный алгоритм, где необходимо не только запомнить последовательность, но и ничего не упустить. Поэтому нет ничего странного, что малыш «зависает» на полпути. Указания должны быть простыми, ясными, и следовать по мере выполнения предыдущей команды.

Правило №4 Не давайте косвенных указаний

Все ваши замечания «Это ещё долго будет тут валяться?» или «Тебе не надоело смотреть мультики?» не воспринимаются маленьким ребёнком, как руководство к действию. Поэтому это будет валяться ещё долго, и мультики не надоедают. Малышу нужно давать только чёткие и конкретные задания.

Правило №5 Не говорите слишком много

«Сколько тебе раз говорить – не лезь в лужу! Ты что, не помнишь, как ты простыл, как тётя-врач ставила тебе уколы, ещё хочешь валяться с температурой? И т.д.» Если заботливый родитель выдаёт длинную тираду, то к её окончанию, ребёнок уже плохо понимает, о чём собственно идёт речь. Даже если вас переполняют эмоции, всё равно не стоит припоминать прошлые грехи или пугать на будущее. Рассматривайте только текущий момент: «Пожалуйста, обходи лужи, а то ботинки будут мокрые и грязные».

Правило №6 Не повышайте голос

Если вы переходите на крик, малыш испытывает реальный страх, а страх как известно снижает способность мыслить. Поэтому даже если вам кажется, что при этом ребёнок всё услышал и всё понял, то ребёнку было не до этого. Его цель – избежать наказания. Поэтому крик обычно имеет одноразовый эффект. Лучше быть последовательными в своих требованиях, чтобы ваше чадо твердо усвоило, что можно, а что нельзя.

Правило №7 Минимум замечаний

Если маленького человечка постоянно одёргивают, делают замечания по любому поводу, то очень скоро малыш начинает воспринимать такую гиперопеку как фон, и перестаёт на него реагировать. Если разобраться, больше половины замечаний можно вообще не делать, а просто находится рядом с малышом, когда он активен. А специальные программы раннего развития помогут направить неистощимую детскую энергию в нужное русло.

Правило №8 Нет - частице НЕ

Сегодня различные тренинги по коммуникации советуют исключать отрицание даже при обращении ко взрослым людям, тем более нужно исключать её в общении с маленькими детьми. Их восприятие пропускает частицу «не», особенно если с неё начинается фраза, и слышит только окончание: «(не)…разбрасывай игрушки!», «(не)…вертись за столом».

Правило №9 Временной запас

В отличие от взрослых, дети воспринимают сказанное с задержкой в несколько секунд. А умение отвлекаться от интересного в пользу необходимого вообще формируется только к 6-7 годам. А значит быстро переключиться с интересного занятия на вашу просьбу малыш просто не в состоянии. Поэтому у ребёнка всегда должен быть временной запас, чтобы изменить своё поведение: «Дочитываем сказку и ложимся спать», «Пусть самолётик летит на кухню, нам нужно пообедать».

Кроме этого, ребёнок лучше воспринимает зрительную информацию, поэтому в детских садах и специализированных центрах по дошкольной подготовке так много картинок-напоминалок, позволяющих детям быстрее перейти к нужному действию.

Правило №10 Учитесь слышать своего малыша

Да, да, именно мы сами порой не умеем слушать своего ребёнка, когда он пытается рассказать нам что-то «очень важное». Мы киваем, едва удостоив его взглядом, продолжая смотреть сериал, или обдумывая свои проблемы. А ведь ребёнок учится у нас всему, в том числе и искусству общения.

Взгляните на себя глазами своего малыша: интересный ли вы для него собеседник? Захотелось бы вам слушать человека, который вечно занят, устал, отмахивается от вас, не замечает ваших успехов, зато постоянно, критикует, одёргивает, сравнивает вас с другими?

Что делать, если ребёнок вас словно не слышит

Недавно я стала свидетелем вроде бы забавного случая, когда первоклассник отвечал на вопросы своего взрослого родственника. Увидев искренний интерес к своей личности, мальчишка изо всех сил пытался высказать ту информацию, что накопилась у него невостребованным грузом. Без всякой связи с темой разговора. Не ответив ни на один вопрос.

Со стороны это выглядело так, словно первоклассник молотит «под дурачка», этакий шпион, скрывающий военную тайну. А на самом деле, этот ребёнок очень часто был предоставлен самому себе, или проводил время за компьютером, испытывая голод по настоящему общению. Так и не научившись слушать и слышать.

Не важно сколько времени вы проводите со своим ребёнком, важно - как. И если вам действительно некогда полноценно заниматься со своим маленьким почемучкой, приглашаем вас на занятия в Школу для дошколят «Чудо-Чадо», где к вашим услугам опытные педагоги и передовые методики по развитию необходимых навыков, в том числе и навыков коммуникации.

Добро пожаловать! 

Детский психолог Анастасия Михеева — => Консультация детского психолога



<<== Перейти ко всем статьям

Читать ещё

В блоге «Чудо-Чадо» мы стараемся поднимать наиболее актуальные темы про детей раннего возраста,
освещать вопросы, которые рано или поздно возникают у любого любящего родителя.


10 плюсов методики Зайцева
10 плюсов методики Зайцева
Советы логопеда родителям будущих школьников



© 1999 - | Авторские права защищены
SEO Студия «Мастер-WEB»